Флорищева Пустынь

Новости     2021 года

 
Открылся новый раздел "Новости в видео-формате"
 

видеоновость.jpg

Дорогие братья и сестры!

Предлагаем Вам ознакомиться с актуальными новостями церковной и общественной жизни нашей епархии и Нижегородской митрополии по ссылке ниже.

Видео Новости на нашем сайте смотреть

 

Подать требы через группу "Вконтакте"

https://vk.com/club158996210

14.04.21.jpg

Дорогие братья и сестры! Братья СВЯТО - УСПЕНСКОЙ ФЛОРИЩЕВОЙ ПУСТЫНИ начали читать ПСАЛТИРЬ о живых и усопших . Пожертвования за чтение ПОМИНАНИЕ НА ПСАЛТИРИ!
в размере 100 рублей за одно имя на месяц
Ссылка :http://vk.com/topic-158996210_47603944?post=3149

Вы можете перечислить удобным для вас способом
Можно подать записки о здравии и об упокоении,
в этом разделе.

ПОЖЕРТВОВАНИЕ
1 имя - 100 руб.

РЕКВИЗИТЫ...
Религиозная организация «Свято-Успенский мужской монастырь - Флорищева пустынь Выксунской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», п. Фролищи Володарского района Нижегородской области
ИНН 5214003329, КПП 521401001, ОКТМО 22631173051, ОКВЭД 91,31
Регистрационный номер страхователя /мед.страх/ 224010500450093 от 13.12.2005 года,

ОГРН 1025200024607
Р/счёт № 40702810142160001875 в Волго-Вятского банке Сбербанка России, г. Нижний Новгород,

БИК 042202603, кор. счёт 30101810900000000603

Пожертвование можете отправить на КАРТУ Сбер 4276 4200 1702 2400

Получатель Иеродиакон Тихон.
В миру Александр Евгеньевич Б.
С пометкой "благотворительность"

Дорогие братья и сестры!
Если вы делаете пожертвование через онлайн, присылайте пожалуйста скрин чека вместе с именами!
Спаси Господи!

 

В Выксе почтили память небесного покровителя города преподобного Варнавы Гефсиманского

19.07.21.jpg

ФОТОРЕПОРТАЖ


19 июля, в день Собора Радонежских святых, в городском округе Выкса почтили память основателя Выкскунского Иверского женского монастыря преподобного Варнавы Гефсиманского. Старец Варнава считается небесным покровителем города Выксы. В его честь пострижен в монашество и управляющий Выксунской епархией.
В кафедральном соборе в честь Рождества Христова епископ Выксунский и Павловский Варнава возглавил Божественную литургию. Правящему архиерею сослужили секретарь епархии протоиерей Димитрий Ивин, благочинные округов и клирики епархии. На богослужении молились игумении женских обителей, расположенных в канонических пределах Выксунской епархии, работники епархиального управления, паства.
За Литургией глава епархии совершил диаконскую хиротонию. В сан рукоположен выпускник Нижегородской духовной семинарии Михаил Иванов.
По окончании богослужения епископ Варнава принимал поздравления с днем тезоименитства, а затем обратился к собравшимся со святительским словом. Он говорил о житии преподобного Варнавы, особо остановившись на его личностных качествах: простоте, естественности, умиляющей людей сегодняшних, отсутствии тщеславия.
- Старец Варнава очень ответственно относился к своим словам и советам, обращенным к другим людям, сопереживая им. Главная черта, характеризующая его духовную сущность – это  «вера, действующая любовью» (Гал 5:6). Ему была свойственна чистота удивительная, без которой невозможно увидеть Бога. Он известен был и своими пророчествами, которые, как мы знаем, сбываются. И сумел помочь многим и многим людям. Кончина его была блаженной – он почил, будучи в епитрахили, на коленях, что каждому священнику было бы за радость и за награду, – сказал архипастырь.
И добавил, что преподобный был убежден в необходимости каждодневной всеобъемлющей помощи нуждающимся.
- Дай Бог всем нам следовать примеру старца Варнавы! – призвал Владыка. Он уточнил: если любим мы человека, хотим ему помочь, поддержать его в земной ли жизни, в небесной ли, – надо молиться за него. Господь обязательно услышит наши молитвы
Татьяна Снегирева. Фото Светланы Сухарьковой

День святых первоверховных апостолов Петра и Павла

12.07.21.jpg

ФОТОРЕПОРТАЖ

 

12 июля, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Божественную литургию в храме в честь Успения Божией Матери в Свято-Успенском мужском монастыре Флорищевой пустыни. Этот великий праздник является престольным для монастыря: надвратный храм в обители освящен в честь преподобного Ефрема Сирина и апостолов Петра и Павла.
Его Преосвященству сослужили братия обители в священном сане и клирики епархии. На богослужении молились многочисленные паломники, многие их которых исповедались и причастились Святых Христовых Таин.
Обратившись к собравшимся в храме с архипастырским словом, правящий архиерей поблагодарил всех прибывших в обитель в ее престол и разделивших с братией радость молитвенного общения. Он поздравил паству с праздником и рассказал о его духовном значении.
- Святые первоверховные апостолы Петр и Павел являются для нас образом того, что Господь любит всех, невзирая на различия: возраст, пол, индивидуальный статус. Ведь найти в них что-то общее, объединяющее в земной юдоли плачевной, не представляется возможным. Апостол Петр, как мы знаем, был простым рыбаком, неграмотным, но ближайшим учеником Господа. Апостол Павел, ученейший человек, таковым не был. И по характеру они были разными, имели и разногласия. Но оба они потрудились больше всех. Они проповедовали, не жалея себя – пожалуй, это единственное, в чем их сходство, – сказал епископ Варнава. И отметил, что апостольское служение можно было бы назвать «служением смертников»:
- Апостолы добровольно обрекали себя на смерть ради благовестия Евангелия, ради того, чтобы как можно большее количество людей услышали призывы Господа ко спасению.
Владыка посоветовал всем и каждому как можно чаще обращаться к житиям и посланиям первоверховных апостолов Петра и Павла, подчеркнув, что изложены сие творения языком очень понятным, четким, при этом образным и красивым.
- Будем молиться святым апостолам, чтобы ходатайствовали они о прощении Господом многочисленных наших грехов. Чтобы укрепили нас в нашем жизненном пути ко Христу. Чтобы дни нашей быстротечной жизни.  Апостолы Петр и Павел предстательствуют пред Господом за каждого из нас, – завершил проповедь архиерей.
Татьяна Снегирева. Фото Светланы Сухарьковой

Неделя всех святых, в земле Российской просиявших

04.06.21.jpg

Вы – соль земли, вы – свет мира, говорит Христос Своим ученикам в Евангелии. Святые – это соль земли, смысл ее существования. Земля должна приносить от себя угодные Богу плоды – то есть святых. Об этом говорят многие притчи Спасителя – например, о злых виноградарях и о бесплодной смоковнице. Из этих притчей следует, что святые есть тот плод, ради которого и существует земля. Каждый христианский православный народ приносит от себя Богу эти плоды святости и праведности. Среди них и русский народ, Русская Церковь уже тысячу лет приносит Богу такие плоды.

В Евангелии также есть известная притча о сеятеле, который сеял семена в разных местах: при дороге, в каменистую почву, в терние и, наконец, на добрую землю. Притча эта показывает, как принимает Евангельское слово сердце каждого человека, сердца разных людей. Но можно эту притчу приложить и к целым народам: каждый народ может быть отнесен к какому-то одному из этих четырех типов.

Несомненно, что Евангельское слово, посеянное в сердце русского народа тысячу лет назад, попало на добрую почву. Русский народ принял Евангельскую весть всем сердцем, отдал Христу святое святых своей души и принес Ему изобильные неземные плоды праведности и святости. В богослужебной минее перечень одних только имен русских святых занимает около тридцати страниц, и, конечно, еще несравненно больше святых не перечислено в этом списке, но имена их известны одному лишь Господу Богу.

Русь называли святой, и высшим идеалом для нее всегда были праведность и святость. Далеко не во всех христианских народах удалось сохранить такой идеал. Например, народы Западной Европы, некогда христианские, давно уже утратили этот небесный идеал и заменили его земным, человеческим. Не святость, а порядочность, честность, воспитанность и тому подобные человеческие добродетели вот уже много веков являются идеалом для Запада. Конечно, честный, хороший, воспитанный человек – это тоже неплохо, но разница между таким человеком и человеком святым – это как разница между землей и небом…

Именно небесным идеалом святости жила долгие века своей истории святая Русь, к нему она стремилась, его она искала. И многие русские люди достигали этого идеала, а те, которые не достигали, приближались к нему очень близко. Об этом свидетельствуют многочисленные факты русской истории и русской жизни. Например, преподобный Силуан Афонский говорил про своего отца Ивана Петровича, простого крестьянина, что он, то есть преподобный Силуан, в его меру христианского совершенства не достиг, что отец выше его. И ведь это говорит великий святой!

А один духовный писатель передает следующий рассказ монахини Смарагды, человека высокой духовной жизни, праведницы и молитвенницы: «Сидит женщина на базаре, торгует чем-то от своего огорода. Платок натянула совсем на глаза: во-первых, солнце печет, а во-вторых, чтобы меньше отвлекаться на окружающую суету, творит она молитву Иисусову. Сидит она, опустив глаза, молится и вдруг слышит, что подошедший нищий старик говорит ей: “А ты бы попроще: только ‘Господи, помилуй’, так-то тебе легче будет”. Сказал и пошел. Видела она его в первый раз. Молитву творила, конечно, про себя: слышать он не мог. Вот какие у нас бывали и торговки, и нищие…»

И сколько их было по России, Божиих людей и праведников, известных одному лишь Богу! Совершенно неудивительно, что преподобный Серафим Саровский однажды в Духе Святом видел Русскую землю, которая вся была покрыта благоухающим дымом молитв, восходившим от земли до неба. И это, конечно, подлинно есть картина народа Божия, живущего верой, молитвой, богообщением. Вполне справедливы слова поэта Рильке, который говорил, что все государства граничат друг с другом, а Россия граничит с Богом…

Церковь учит нас, что святые к нам близки, – в том случае, конечно, если мы живем по-христиански. Они близки к нам по духу, по общему служению Христу. Однако наши русские святые близки к нам не только по духу, но и по крови – они в буквальном смысле являются нашими родственниками. Они вышли от нас, из нашей среды, родились вместе с нами, выросли в наших семьях, селах, городах. Взять хотя бы последних по времени святых – новомучеников и исповедников российских: ведь они жили совсем недавно, и у большинства из них есть еще живые родственники – дети, внуки, племянники и другие, более отдаленные. Наверное, редко в каком другом народе в наше время можно увидеть родственников святых в таком количестве, как у нас, в России. И это также говорит о том, что Отечество наше и сегодня, на пороге XXI века, продолжает оставаться, несмотря ни на что, православной страной и народом Божиим.

Стяжи дух мирен – и тысячи спасутся вокруг тебя, говорил преподобный Серафим. То есть около каждого святого, стяжавшего Дух Святой, спасаются тысячи христиан, хотя и не достигших святости, но почитающих святость, молящихся святым и подражающих им. Будем же, братия и сестры, любить и чтить святых земли Русской, будем молиться им, будем стараться по мере сил подражать их жизни. Ведь тогда и мы, несомненно, войдем в те тысячи, которые спасутся около каждого из них, – войдем их молитвами и милостью Божией. Аминь.

священник Иоанн Павлов «В начале было Слово. Сто избранных проповедей»

Тринадцать аудиоэкскурсий по Свято-Успенской Флорищевой пустыни

03.07.21.jpg

Радиостанция «Серебряный Дождь-Выкса» реализует специальный проект, в котором аудиоэкскурсии по Свято-Успенскому мужскому монастырю – Флорищевой пустыни проводит её священноархимандрит и глава епархии епископ Варнава. Проект посвящен 390-летию со дня рождения святителя Илариона Суздальского, одного из основателей и устроителей обители. Вы можете ознакомиться с содержанием по ссылкам:

экскурсия первая

экскурсии вторая и третья

экскурсия четвертая

экскурсия пятая

экскурсия шестая

экскурсия седьмая

экскурсии восьмая и девятая

экскурсия десятая

экскурсия одиннадцатая

экскурсия двенадцатая

экскурсия тринадцатая

Коллектив радиостанции «Серебряный Дождь» в Выксе благодарит за большую совместную работу лично епископа Варнаву и отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Выксунской епархии.

«Православие – это путь к Богу, в Царство Божие»…

20.06.21.jpg

ФОТОРЕПОРТАЖ

20 июня, в день Пятидесятницы (праздник Пресвятой Троицы), епископ Выксунский и Павловский Варнава возглавил в Успенском храме Свято-Успенского мужского монастыря – Флорищевой пустыни Божественную литургию. Его Преосвященству сослужили братия обители в священном сане.
Этот праздник является престольным для Флорищевой пустыни, так как один из храмов монастыря освящен в честь Пресвятой Троицы. За богослужением правящий архиерей совершил иерейскую хиротонию – в священнический сан был рукоположен насельник обители иеродиакон Тихон (Буцын).
По окончании литургии владыка совершил Великую вечерню праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклоненных молитв, удивительных по своей глубине и красоте, после которой обратился к прихожанам с проповедью:
«Этот праздник именуется днем рождения Церкви, и в этом смысле все мы сегодня именинники. Мы все с вами счастливые люди, потому что Господь сподобил нас даром веры и принадлежности к Святой, Соборной, Кафолической, Православной Церкви. Православие – это путь к Богу, в Царство Божие, выверенный жизнью апостолов и сонмом святых, которых мы вспоминаем каждый день.
Двойное название этого праздника указывает на его дохристианские истоки. Рождение христианского праздника Святой Троицы совпало с ветхозаветным праздником Пятидесятницы, поэтому наш календарь сохраняет оба термина. В этот день все верующие вспоминают дивное событие, о котором повествуется в книге Деяний апостольских во второй главе. Святой Дух сошел на апостолов, когда они все пребывали вместе в молитве и единодушии. После этого апостол Петр, исполненный благодати, обратился к окружавшим их иудеям с пламенной проповедью, от которой ко Христу обратилось в первый день три тысячи человек. С тех пор Церковь распространилась и до сих пор распространяется по всему миру. Благовестие звучит и сейчас, но не все его слышат. Стадо Господне – малое (Лк.12:32), потому что «люди более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин. 3:19). Трудно быть сынами света. Путь духовной жизни для каждого проходит непросто, и если бы не благодать Святого Духа, то невозможно было бы ни одному человеку спастись. А спастись – значит войти в Царство Божие, победить тьму и стяжать те свойства, которые мы видим во Христе Иисусе, проповеданные Им в заповедях блаженств. Благодать Святого Духа обновляет нас, и Господь каждый раз принимает нас, милует и дает надежду на избавление от греха. Будем славить Пресвятую Троицу, взирая на образ которой, по слову преподобного Сергия Радонежского, побеждается страх ненавистной розни мира сего. Единство нам очень необходимо, и дать его может только православная вера».
Текст Алексея Еремина, фото Светланы Сухарьковой

Видеосюжет телекомпании «Образ» о Троицком храме

19.06.21.jpg

Про Троицкий храм Свято-Успенской Флорищевой пустыни рассказывает настоятель -  епископ Варнава.


СМОТРЕТЬ

Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Выксунской епархии
 

"Егда снисшед языки слия..."

21.06.21.jpg

Праздник Пятидесятницы посвящён Сошествию Святого Духа на апостолов. Неверно думать, что до этого дня Святой Дух не действовал в мире. Он участвовал в творении мира и с тех пор действовал в мире всегда. А в этот день святые апостолы получили Его особые дары, благодать для созидания и развития Церкви. Этот день стал Днём Рождения Церкви, и с этого Дня Святой Дух непрерывно присутствует в ней.

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ


Мысли свт. Феофана Затворника
Совершилась икономия нашего спасения! Действия всех Лиц Пресвятой Троицы в сем деле отныне вступили в силу. Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святой. Ибо спасение наше «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» (1Пет.1:2). Того ради и крещаемся «во имя Отца и Сына и Святого Духа», обязуясь «соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28:19–20).
Не исповедующие Пресвятой Троицы не могут иметь части в спасительных действиях Лиц Ее и, следовательно, получить спасение. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной, предавшей нам исповедание о Себе! «Отче Вседержителю, Слове и Душе, треми соединяемое во Ипостасех естество пресущественне и пребожественне, в Тебя крестились, и Тебя благословим во все веки».

Епископ Варнава принял участие в посадке деревьев и кустарников в Печерском парке Нижнего Новгорода

13.06.21.jpg

12 июня в Нижегородском районе Нижнего Новгорода на набережной Гребного канала у подножия Вознесенского Печерского мужского монастыря состоялась посадка деревьев и кустарников. Мероприятие прошло на территории Печерского православного парка и приурочено к празднованию 800-летия Нижнего Новгорода.

 «Сейчас к 800-летию Нижнего Новгорода ведется комплексное благоустройство набережной Гребного канала. Печерский парк станет важной частью общего пространства. Красота природы соединится здесь с величественным образом древнего монастыря», — сообщил Глеб Никитин.

В ходе акции на территории Печерского православного парка были высажены 150 деревьев и 400 кустарников: липы, сосны, лиственницы, клены, рябины, боярышник и спирея.

ФОТОРЕПОРТАЖ

Сайт Нижегородской митрополии.

В Нижегородском кремле состоялось открытие соборной колокольни

12.06.21.jpg

12 июня состоялось открытие соборной колокольни в Нижегородском кремле, которая возведена рядом со зданием администрации Нижнего Новгорода, где в начале ХХ века стоял Спасо-Преображенский кафедральный собор.

В мероприятии приняли участие губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, председатель областного Законодательного собрания Евгений Люлин, глава Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области Гаяз Закиров, епископ Выксунский и Павловский ВАРНАВА, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, а также викарии Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия и епископ Дальнеконстантиновский Филарет.

«Колокольня в кремле построена прежде всего для нижегородцев и гостей города. Сейчас мы вместе с митрополией работаем над регламентом посещения этого объекта, чтобы все желающие могли побывать на самой красивой видовой точке Нижнего Новгорода. Это станет возможным после завершения ремонтно-реставрационных работ в кремле», — сказал Глеб Никитин.

 «Сегодня совершается одно из знаковых событий, приуроченных к юбилею Нижнего Новгорода. Колокольня является не только духовной святыней, но символом возрождения, сохранения исторической памяти. Всякое дело дается нелегко. И звонница, возведенная за относительно краткий срок, — это яркий пример того, чего мы можем достичь совместными трудами с помощью Божией. Хочется поблагодарить представителей власти, попечителей, строителей и благоукрасителей, всех неравнодушных людей, тех, кому небезразлично сохранение родных традиций и культуры, сохранение своей малой родины», — сказал митрополит Георгий.

Общаясь с представителями СМИ, управляющий Нижегородской епархией отметил, что в рамках приуроченных к юбилею города работ по восстановлению святынь на территории кремля удалось достичь больших результатов, чем было запланировано. «Я считаю особенно важным, чтобы осматривать наши храмы и звонницу приходили дети и молодые люди, чтобы таким образом они задумывались о своих корнях, о славной богатой истории родной земли», — добавил он.

В рамках мероприятия митрополит Георгий освятил мозаичное панно, изготовленное в память о разрушенных храмах, которые находились в колокольне на территории Нижегородского кремля. В центре, над входом в колокольню, расположен образ Спасителя. Слева от него – образ великомученика Феодора Стратилата, а с правой стороны – святого мученика Иоанна Воина. Мозаичное панно изготовлено из кусковой смальты, которая не боится воздействия атмосферных осадков и выцветания. Работы велись специалистами нижегородской иконописной мастерской «Ковчег» около трех месяцев.

Колокольня высотой 51,5 метра представляет собой удлиненный восьмерик с арочными пролетами звонов в верхней части, завершенный восьмигранным шатром с луковичной главкой. Отделка фасадов выполнена на высоком художественном уровне из современных высококачественных материалов, характерных для архитектуры сооружений XVIII века. На колокольне предусмотрен лифт и смотровая площадка. В определенные периоды сюда смогут подняться нижегородцы и гости города и полюбоваться великолепным видом на Стрелку.

ФОТОРЕПОРТАЖ

Сайт Нижегородской митрополии.

Неделя 6-я по Пасхе,
о слепом

06.06.21.jpg

Мысли свт. Феофана Затворника (Деян.16:16–34; Ин.9:1–38)
Вера, пришедши к прозревавшему слепцу, просветила умные очи его, и он ясно видит истину. Смотрите, как у него все логично. Спрашивают его: ты что о Нем, даровавшем зрение, скажешь? «Это пророк» (Ин.9:17), – ответил он, то есть посланник Божий, облеченный силою чудодейственною. Непререкаемо верный вывод! Но образованность книжная не хочет видеть этой верности и ищет уклониться от последствий ее. А так как это не удавалось, то она обращается к некнижной простоте со своим внушением: «воздай славу Богу; мы знаем, что человек Тот грешник» (Ин.9:24). 
Простота веры не умеет связать этих понятий – грешность и чудодейственность, и выражает это открыто: «грешник ли Он, не знаю, одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» (Ин.9:25). Что можно сказать против такого неведения? Но логика неверов упряма, и при всей очевидности не стыдится утверждать, что не знает, откуда отверзший очи слепому. «Это и удивительно, – говорит им здравая логика веры, – что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин.9:30–33). Казалось бы, после этого ничего не оставалось, как преклониться пред силою такого заключения. Но книжная ученость терпеть не может здравой логики веры и изгнала ее вон... Поди теперь, доказывай истину веры тем, у которых ум растлился от упорства в неверии. Неверы всех времен – люди одного покроя.

В Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода отметили 800-летие обители

02.06.21.jpg

2 июня в Благовещенском соборе Благовещенского мужского монастыря Нижнего Новгорода сонм архиереев Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. В этот день состоялось празднование 800-летия обители.

Богослужение возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Правящему архиерею сослужили митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, епископ Выксунский и Павловский ВАРНАВА, а также секретарь Нижегородского епархиального управления протоиерей Сергий Матвеев, настоятель Благовещенского монастыря архимандрит Александр (Лукин), благочинный Нижегородского округа иерей Александр Гимоян, настоятель нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин), настоятель Свято-Успенского монастыря — Саровской пустыни игумен Никон (Ивашков), исполняющий обязанности наместника арзамасского Спасо-Преображенского монастыря игумен Феодосий (Какуркин), насельники Благовещенского монастыря в священном сане и другие клирики Нижегородской епархии.

В храме также молились студенты Нижегородской духовной семинарии и Центра подготовки церковных специалистов Нижегородской епархии «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова).

Самая древняя обитель Нижегородской области была основана в 1221 году святым благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем и святителем Симоном, епископом Владимирским, при закладке Нижнего Новгорода. В 1229 году монастырь был полностью разорен и сожжен языческим князем Пургасом и более чем на сто лет прекратил свою деятельность. В 1357 году Нижний Новгород посетил митрополит Московский Алексий, который взял на себя обет по возрождению монастыря. Его заботами в 1370 году была построена, а в 1371 году освящена церковь Благовещения в Нижегородском Благовещенском монастыре. С тех пор Благовещенский монастырь начал расти и процветать.

От монастырей Нижегородской епархии настоятеля и братию Благовещенской обители с 800-летием монастыря поздравил архимандрит Тихон (Затёкин). «Эта древняя обитель была создана одновременно с основанием Нижнего Новгорода святым благоверным князем Георгием Всеволодовичем. Спустя сто лет монастырь был возрожден святителем Алексием. Обитель много видела на своем веку, но как Феникс возрождалась вновь и вновь. Уже в наши дни владыке Кириллу было суждено стать первым настоятелем Благовещенской обители. Он более десяти лет трудился над возрождением этого святого места. Его преемником стал нынешний игумен – архимандрит Александр, который неустанно печется об обители», – сказал архимандрит Тихон.

Затем митрополит Георгий обратился к присутствующим со святительским словом: «У нас большая духовная радость: мы отмечаем 800-летие со дня основания Нижнего Новгорода, 800-летие со дня рождения великого сына Русской земли – святого благоверного князя Александра Невского. В этом же ряду стоит и наша славная Благовещенская обитель, 800-летие со дня основания которой мы сугубо молитвенно отмечаем. Мы с вами являемся и свидетелями, и участниками, и соработниками промысла Божия в деле возрождения церковной молитвенной жизни на Русской земле. Совсем недавно монастырь находился в руинах, и казалось, не хватит сил все это поднять. Не было ни материальных средств, ни братства, ни опыта по возрождению монашеской жизни и святых храмов. Пускай эта святая обитель послужит образцом для нашего народа в том, что надо трудиться, стяжать кротость и смирение, полагать свои заботы и упование на помощь Божию».

Все присутствующие в храме в память о праздновании 800-летия со дня основания Благовещенского монастыря получили в подарок небольшие иконы Благовещения Пресвятой Богородицы.

ФОТОРЕПОРТАЖ

Сайт Нижегородской митрополии.

Архиерейское богослужение в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

24.05.21.jpg

24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей Словенских, епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Божественную литургию в крестильном храме в честь преподобного Варнавы Гефсиманского,  расположенном на территории храмового комплекса Христо-Рождественского кафедрального собора в Выксе. За богослужением глава епархии вознес молитвы о здравии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который в этот день отмечает свое тезоименитство. По окончании литургии правящий архиерей совершил славление и прочитал молитву равноапостольным Кириллу и Мефодию, учителям Словенским, после чего было пропето многолетие Предстоятелю Русской Православной Церкви.
Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Выксунской епархии.

В Москве открылись XXIХ Международные образовательные чтения

17.05.21.jpg

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и согласно решению Священного Синода Русской Православной Церкви с 16 по 19 мая в Москве проходят XXIX Международные образовательные чтения «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа».
17 мая в рамках чтений в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя под председательством епископа Выксунского и Павловского Варнавы состоялась конференция «Преподавание православной культуры в школе: состояние и развитие». Перед участниками выступили докладчики из Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Перми, Астрахани и других городов Российской Федерации. Среди них были две представительницы Выксунской епархии: начальник информационно-диагностического кабинета управления образования Павловского района Елена Ежова и учительница средней школы города Горбатов того же района Ирина Веретенникова.
В тот же день 17 мая в концертном зале «Крокус Сити Холл» состоялось торжественное пленарное заседание, посвященное открытию XXIХ Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». От Выксунской епархии в чтениях принимают участие 63 делегата. Возглавляет делегацию глава епархии епископ Варнава.
Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Выксунской епархии.

«Благодарение Богу»

заголовок 4.jpg

На Подворье монастыря Флорищева пустынь в селе Нуча продолжают создаваться духовно-просветительские аудио-беседы под общим названием «Духовная стезя». В мае вышел четвертый выпуск, посвященный теме «Благодарение Богу». Эта тема весьма обширная, актуальная и значимая в духовной жизни каждого человека, поэтому ей будет посвящен еще один выпуск. Трудность благодарить на деле, а не на словах отмечена в русской пословице: «Всего труднее платить долги, кормить родителей и молиться Богу».

По слову святителя Иоанна Златоуста: «Неблагодарность делает душу нечувственной и мертвенной, как холод тело. Это происходит от гордости и от того, что мы почитаем себя достойными благодеяния». Прислушиваясь к голосу святых, будем приучать себя к благодарению и славословию, и тогда, по слову преподобного Ефрема Сирина, мы получим οт Бога «великие дары и сокровище щедрот».

Ознакомиться с содержанием четвертого выпуска можно по ссылке https://vyksa-eparhia.ru/publikacii/blagodarenie_bogu/

Евгения Кретова

Архиерейское богослужение в cубботу Светлой седмицы в Успенском храме 

артос.jpg

8 мая, в cубботу Светлой седмицы, епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Божественную литургию в Успенском храме Свято-Успенской Флорищевой пустыни. По окончании богослужения архипастырь поздравил присутствующих с праздником Светлого Христова Воскресения. В своей проповеди правящий архиерей объяснил значение артоса, который по традиции раздается в этот день верующим.
Справка:
Светлая (Пасхальная) суббота — последний день Светлой седмицы (первым является сам праздник Светлого Христова Воскресения – Пасха Господня). Обычно в этот день во всех православных храмах раздробляется и раздается верующим артос. Так называется хлеб на закваске с изображением Креста или Воскресения Христова. «Артос» в переводе с греческого, собственно, и означает «квасной хлеб». Освящается он в первый день Пасхи и во всю Светлую седмицу стоит на аналое перед иконой Спасителя, справа от Царских врат. А когда службы нет — прямо во вратах, которые приоткрываются ровно настолько, чтобы в их створках поместился аналой с артосом. Сохраняется традиция выносить артос во время ежедневных на Светлой неделе крестных ходов.
Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Выксунской епархии.

«Пасхальная радость свидетельствует о Христовой и нашей победе над грехом и смертью»…

02.05.21.jpg

Дорогие братья и сестры, все православные христиане!
Поздравляю вас с Пасхой Христовой, праздником праздников и торжеством из торжеств! Сегодня весь мир ликует, пасхальной радостью приветствуя друг друга: Христос Воскресе! – Воистину Воскресе! Эта радость наполняет наши сердца, вселяет в них уверенность в нашем спасении, совершённом Христом. В этом проявляется любовь Божия ко всем нам, ради которой Он воплотился и пострадал за нас, за наши грехи, и воскрес, давая и нам возможность совоскреснуть с Ним.
Христа Церковь называет Новым Адамом (1Кор.15:45), природа Которого превозмогла  тяготение к греху, преодолела смерть. И каждый из нас ликует, предчувствуя это преодоление, которое совершается в нас через жертву Христову, через Его воскресение и возможность соединятся с Ним реально, уже здесь, на земле, обретая Царство Божие, пришедшее в силе (Мк. 9:1). Нам уже легче обрести чистоту сердца, стремление к правде, любовь к ближнему, радость общения с Богом и с людьми. Благодаря любви Христовой, мы чувствуем единственную ненависть – ненависть ко греху, ощущаем большую радость, когда в нас расцветают добродетели.
Все это – наступление Христовой эры в наших сердцах, осуществление Евангелия – нового союза Бога и человечества, в котором уже нет страха перед  неизвестностью смерти, а есть надежда на вечное спасение. Христом оно совершено, а нами должно усвоиться. Пасхальная радость свидетельствует о Христовой и нашей победе над грехом и смертью.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!
+ ВАРНАВА, епископ Выксунский и Павловский
Пасха Христова, 2021 год.

ВИДЕО смотреть.

«Нет такого гроба, который мог бы удержать воскресшего Христа»…

01.05.21.jpg

В ночь на 1 мая, с пятницы на субботу Страстной седмицы, епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил в Успенском храме Свято-Успенской Флорищевой пустыни утреню Великой субботы с последованием погребения Святой Плащаницы.
После пения тропарей на «Бог Господь» Владыка и сослужащие ему священники прочитали перед Плащаницей Спасителя Непорочны, то есть стихи 17-й кафизмы, перемежающиеся краткими песнопениями – особые «похвалы», в которых выражается ужас всей твари перед смертью Господа, сострадание, скорбь. По окончании великого славословия с пением погребального «Святый Боже» Плащаница была вынесена из храма и обнесена вокруг него крестным ходом. Это символизирует погребение Иисуса Христа. Затем Плащаницу поднесли к царским вратам, а потом возвратили на место посреди храма, чтобы ей могли поклониться все священнослужители и прихожане. Там она будет находится до позднего вечера Великой субботы. Только перед пасхальной утреней, во время полунощницы, Плащаницу уносят в алтарь и кладут на престол, где она остается до отдания Пасхи.
После чина погребения  правящий архиерей возглавил вечерню с чтением 15 паримий и Божественную литургию святителя Василия Великого.
По традиции в течение многих веков именно в этот день совершалось крещение оглашенных, в связи с чем в богослужении присутствуют многочисленные ветхозаветные чтения: 15 паремий — 15 отрывков из книг Ветхого Завета, от книги Бытия до пророчеств Даниила, читаемых на вечерне, говорят о страстях, смерти и воскресении Спасителя, сына Божия, и грядущей славе Церкви Новозаветной.
На самой литургии начинает приоткрываться новая богослужебная тема — пасхальная. Перед чтением Евангелия священники снимают темные облачения и одеваются в белые, и само Евангелие уже пронизано духом воскресения. Вспоминается пришествие Жен Мироносиц ко гробу Христа. Они не находят Его Тела. Это первая весточка Пасхи, хотя Христос еще не явился перед Своими учениками.
Обращаясь к присутствующим в храме, владыка в своей проповеди отметил:
«Христос, «во гробе плотски, во аде же с душою, яко Бог», разрушает ад и выводит оттуда души умерших. А в это время первосвященники выставляют у гроба стражу, закрывают его камнем и запечатывают. Но нет такого гроба, который мог бы удержать воскресшего Христа.
Великая суббота есть уже предчувствие, предвосхищение Пасхальной радости. Именно поэтому священнослужители облачены в белые одежды, именно поэтому уже читается Евангелие о Воскресении Спасителя, именно поэтому песнопения, включенные в богослужение, несут в себе весть о Христе Воскресшем. И одновременно еще не пробил час, и, как-бы предвосхищая в молитве радость Воскресения, мы тем самым готовимся вступить в Пасхальную ночь».
По окончании богослужения глава епархии совершил чин благословения хлеба и вина.
Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Выксунской епархии

«В этот день совершились спасительные страдания Господа Иисуса Христа ради нашего спасения»…

30.04.21.jpg

30 апреля — Пятница Страстной седмицы – самый скорбный день в церковном календаре для христиан всего мира. В этот день страдал и умер на кресте Господь наш Иисус Христос, поэтому в храмах не служится Божественная Литургия: она считается совершенной Христом на Кресте, а православные христиане соблюдают строгий пост.
В Успенском храме Свято-Успенской Флорищевой пустыни глава Выксунской епархии епископ Варнава совершил вечерню Великой пятницы с выносом из алтаря на середину храма Святой Плащаницы с изображением положенного во гроб Спасителя, снятого с Креста.
Затем архипастырь совершил малое повечерие, на котором был прочитан Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы».
На богослужение пришли помолиться прихожане, которые с земными поклонами и молитвами приложились к Плащанице. Владыка обратился к ним с проникновенной проповедью:
«В этот день совершились спасительные страдания Господа Иисуса Христа ради нашего спасения. Современному человеку трудно даже представить, что же происходило на кресте с приговоренным к смерти через распятие. Но Христос страдал не только от страшной боли, но и от богооставленности, которая неизбежно приходит следом за грехопадением людей. Он ее чувствовал, потому что взял на себя все наши грехи…
Так как была пятница и уже наступала суббота, день покоя, нужно было снимать с крестов казненых. Чтобы они быстрее умерли, воины перебивали им голени. Но когда они подошли к кресту, на котором был распят Христос, то обнаружили, что он уже мертв, и не стали перебивать Ему голени, но для верности пробили Его сердце ударом копья.
Казнь Господа Славы и Спасителя нашего сопровождалась страшными знамениями. На кресте страдал не просто человек, а Богочеловек. Было затмение, землетрясение, и завеса в храме разодралась на две части, символизируя окончание Ветхого завета и наступление Нового. Иосиф Аримафейский и Никодим, два праведных человека, сняли с креста тело Спасителя, спешно приготовили Его к погребению и положили во гробе.
Мы вспоминаем страдания Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения и ждем наступления Великой субботы.
Слава долготерпению Твоему, Господи!»
Текст Алексея Еремина

«Чудо воскрешения Лазаря ясно засвидетельствовало Божество Христа»…

24.04.21.jpg

24 апреля, в Лазареву субботу, епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Божественную литургию в Троицком храме Свято-Успенской Флорищевой пустыни. В это день Православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря. Его Преосвященству сослужили братия монастыря в священном сане. По окончании Литургии архипастырь обратился к молившимся в храме с проповедью:
«Чудо воскрешения Лазаря четверодневного – самое великое из чудес Божиих. Оно ясно засвидетельствовало Божество Христа, так как находившийся четыре дня во гробе Лазарь «уже смердел». В жарких странах, таких как Палестина, человека хоронят в первый же день. Господь воскрешает этого человека, тем самым давая всем, видевшим это чудо, уразуметь, что Он есть воскресение и жизнь. Человек – существо вечное, и он должен приготовить себя к вечной жизни. Поэтому это свидетельство очень важно и для людей, живших во времена Христа, и для нас».
Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Выксунской епархии

Девять лет назад состоялась хиротония архимандрита Варнавы во епископа Выксунского и Павловского

22.04.21.jpeg

ФОТОРЕПОРТАЖ
22 апреля епископ Выксунский и Павловский Варнава отмечает 9-летие архиерейской хиротонии.
Ровно девять лет назад , 22 апреля 2012 года, в неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Варнавы (Баранова) во епископа Выксунского и Павловского.
По окончании Литургии Первосвятитель напутствовал епископа Варнаву на служение и вручил ему архиерейский жезл.
С того дня управляющий Выксунской епархией неуклонно следует призыву Святейшего Патриарха «всегда помнить о высокой ответственности, возлагаемой Самим Господом пред лицем Его Церкви. Ответственность эта – пасти Божие стадо, …стараясь стать для своей паствы образцом кротости, смирения, жертвенной любви, ...нести людям благую весть о Христе Распятом и Воскресшем, ибо в этом и заключается важнейшая задача любого архипастыря — словом и делом уловлять человеческие души (см. Мф. 4:19), направляя их на спасительный путь следования заповедям Божиим». 
Владыка Варнава молитвой, словом и делом заботится о том, чтобы вверенная ему  паства «возрастала в любви к Господу и ближним, непреткновенно восходила по лестнице духовного совершенствования».
Нашему Владыке многая и благая лета! ἄξιος
Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Выксунской епархии

Божественная литургия в праздник Похвалы Пресвятой Богородице 

17.04.21.jpg

В субботу на пятой седмице Великого поста святая Церковь торжественно совершает молебное пение Акафиста, или благодарственной Похвалы Пресвятой Богородице. В этот день, 17 апреля, епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Божественную литургию в Троицком храме Свято-Успенской Флорищевой пустыни. Накануне вечером правящий архиерей возглавил вечернее богослужение с чтением акафиста Божией Матери. По окончании богослужения владыка произнес проповедь.
СПРАВКА:
В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице.
Этот праздник установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии, когда Патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город.
Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил город Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист – греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.
Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни – риза и пояс Ее. Но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.
Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Выксунской епархии

 

Великим постом – в Свято-Успенскую Флорищеву пустынь 

10.04.21.jpg

9–10 апреля 2021 года сотрудники структур медиасферы, журналисты, волонтеры, работающая молодежь и депутаты со всей Выксунской епархии совершили паломничество в Свято-Успенский мужской монастырь Флорищеву пустынь. Обитель расположена в Володарском районе (Благовещенское благочиние Выксунской епархии).
Это ежегодное мероприятие, ставшее уже традиционным, проходило в шестой раз. В прошлом году из-за введеных ограничений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции поездка не состоялась. Количество желающих посетить обитель достигло тридцати человек.
Священноархимандрит Флорищевой пустыни епископ Выксунский и Павловский Варнава радушно встретил гостей и провел с ними беседу в неформальной обстановке, ответив на многие вопросы, которые касались не только темы поста, покаяния и духовной жизни, но и новинок в мире кино, современного музыкального искусства, вакцинации. Владыка обстоятельно и с интересом рассказал о своем личном взгляде на то, что происходит сейчас в мире.
На следующее утро после Божественной литургии и панихиды глава епархии провёл экскурсию по обители, рассказал о ее истории от основания до времени разорения и восстановлении уже в наши дни. Поездка была организована епархиальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

СМОТРЕТЬ  + ФОТОРЕПОРТАЖ 

+ ВИДЕОЭКСКУРСИЯ


Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

 

«Освящаясь благодатью Святого Духа, наши сердца обретают чистоту»…

09.04.21.jpg

9 апреля епископ Выксунский и Павловский Варнава возглавил литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Успенском мужском монастыре – Флорищевой пустыни. Богослужение совершалось соборно: управляющему Выксунской епархией сослужили клирики двух благочиний – Благовещенского (Володарский район) и Чкаловского. Литургия была отслужена в Троицком храме обители. Накануне вечером правящий архиерей принял у духовенства исповедь. Подобные соборные богослужения во время многодневных постов стали в Выксунской епархии доброй многолетней традицией, которая духовно объединяет клир.
По окончании богослужения архипастырь обратился к священнослужителям с наставлением:
«Во время поста мы особо пристально всматриваемся и следим за нашим умом и сердцем, потому что любой грех начинается с помысла. Как говорит Сам Господь в Евангелии: «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека» (Мф., 15, 19-20). И вот очищение от этих страстных стихий, которые живут в сердце каждого человека, является одной из целей Великого поста, а главная цель жизни каждого человека заключается в стяжании благодати Святаго Духа, «обожении» (соединении с Богом, спасении). И это невозможно без самоограничений, когда мы в целом удерживаемся от всякого зла.
Царство Божие открывается внутри нас, оно там есть, мы его как бы раскрываем в себе и испытываем великую радость блаженства. Освящаясь благодатью Святого Духа, наши сердца обретают чистоту, и мы более глубоко начинаем познавать духовную реальность. Многие добродетели станут для нас желанными, и многое в нас преобразится с Божией помощью, если мы этого захотим».
Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Выксунской епархии.

 

«Воля Божия и своя»

18.03.21.jpg

Предлагаем Вам ознакомиться с содержанием третьего выпуска духовно-просветительских аудио-бесед под общим названием «Духовная стезя» составленного на Подворье монастыря Флорищева пустынь в селе Нуча Нижегородской области по ссылке

https://vyksa-eparhia.ru/publikacii/volya_bozhiya_i_svoya/

Тема выпуска – «Воля Божия и своя».

Ольга Дмитрук

 

Прощеное воскресенье (Матф. 6:14–21)

14.03.21.jpg

Сегодня напоминает нам св. Церковь, в своих песнопениях, об изгнании Адама из рая, о потере человеком блаженства и радости. Св. Церковь предупреждает нас о страшной силе греха и зовет нас, стоящих у отверзающихся врат св. Четыредесятницы, сделать над собою усилие и вырваться из водоворота повседневной суеты.

Мы часто успокаиваем себя тем, что многомилостив Господь, что, как простил Он блудного сына, как принял мытаря и простил разбойника на кресте, так и к нам будет милостив. Но, мои дорогие, мы забываем о том, что у всех их была не только крепкая вера, у них было еще и глубокое раскаяние и всецелая обращенность ко Христу. Скажите, а есть ли это у каждого из нас?

Недели Великого Поста – это время воздержания от всего, что приземляет человека, что умаляет его достоинство; это дни усиленной духовной жизни. И каждому из нас, в дни Великого Поста, следует глубже в себя заглянуть, подумать о том, чем живем мы, какие семена сеем мы, нашими рассуждениями и примером нашей жизни, сеем в кругу семьи, в окружающей нас среде, и приготовиться к встрече с Господом. В этом труде над собою и даны нам в помощь дни Великого Поста.

Вступая во врата св. Четыредесятницы, мы слышим из уст ап. Павла: «братья, разве вы не знаете, что тела ваши суть храм Божий и Дух Божий живет в вас!» Есть короткая притча о человеке, очень любившем драгоценное благовонное миро. Но вот вздумалось ему в сосуд благоухающего мира бросить мусор зловонный. Этим привел он в непригодность миро драгоценное. Что же скажете вы, дорогие братья и сестры, об этом человеке? Каждый из нас скажет о нем: это жалкий человек, он глуп, он ненормальный... А ведь эта краткая притча и к нам с вами относится, ибо мы с вами поступаем точно так же, как поступил тот жалкий человек. Ведь мы с вами к нашим добрым делам, к добродетелям, примешиваем наши недружелюбие, обидчивость, гнев, раздражительность, тщеславие, – и этим в негодность приводим наши добрые дела, наши добрые порывы. Мы их умерщвляем.

«Постное время светло начнем», – взывает к нашему сознанию Христова Церковь. А в слышанном нами сегодня евангелии Господь указывает, что нужно, – для того, чтобы светло пройти нам поприще Великого Поста. Прощение – это обязательное условие новой жизни во Христе, это начальная ступень духовного делания над собой. «Если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный», – говорит Господь. «Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся твои грехи», – читаем мы в св. Писании (Сир. 28:25).

Готовы ли вы, дорогие, вступая в поприще Великого Поста, простить ближним вашим вам нанесенные обиды? «Постясь», – говорит Господь, – «главу твою помажь и лице твое умой». Что это значит? По толкованию св. Отцов, глава тела – это ум, лицо – это мысли и чувства. Если хочешь, чтобы пост твой был богоугодным и успешным, сделай ум твой милостивым, а мысли и чувства отмой от всего нечистого и дурного, – говорит нам Господь. Все здесь просто и понятно.

Итак, дорогие братья и сестры, приложим с вами усилия к доброму и светлому каждый в самом себе. Не забывайте о том, что усилие к добру каждого из нас является нашим участием в общей борьбе со злом, в общей борьбе за Христа в этом мире. Аминь.

еп. Митрофан (Зноско-Боровский)

 

«Обстоятельства человеческой жизни»

06.03.21.jpg

Предлагаем Вам ознакомиться с содержанием второго выпуска духовно-просветительских аудио-бесед под общим названием «Духовная стезя» составленного на Подворье монастыря Флорищева пустынь в селе Нуча Нижегородской области по ссылке

https://vyksa-eparhia.ru/publikacii/obstoyatelstva_chelovecheskoj_zhizni/

Тема выпуска – «Обстоятельства человеческой жизни».

Ольга Дмитрук

 

115-летие со дня памяти преподобного Варнавы Гефсиманского

02.03.21.jpg

2 марта в Выксунском Иверском женском монастыре почтили память его основателя –  преподобного Варнавы Гефсиманского, скончавшегося 115 лет назад. В этот день в 1906 году «стаpeц-утешитель», как называли его современники, предал свой дух Господу в алтаре домовой церкви Сергиево-Посадского дома призрения, принимая исповедь своих многочисленных духовных чад.

В Успенском храме обители состоялось соборное богослужение архиереев Нижегородской митрополии.

С праздником верующих поздравил епископ Варнава: «Преподобный старец Варнава был утешителем для многих людей и из простого сословия, и из самого высокого, — сказал управляющий Выксунской епархией. — Старец подвизался в век суеверия и увлечения людей оккультизмом, массового отхода от традиции и православной веры. И старец Варнава не жалел своих сил, чтобы помогать страждущим от духовного опустошения и бесчувствия людям. Очень многим он помогал. Как помогал? От 500 до 1000 человек принимал он каждый день. А в день своей кончины исповедал 400 человек и отошел ко Господу в коленнопреклоненной молитве ко Христу. Это пример всем нам, пастырям и архипастырям, как надо служить людям. Епископ Трифон (Туркестанов) говорил, что старца Варнаву можно охарактеризовать как человека, у которого была очень сильная вера и любовь, и этой верой он делился со всеми и вселял эту веру в людей, которые ее теряли».

«Сегодня возрождающаяся Иверская обитель молитвами преподобного Варнавы развивается, увеличивается количество сестер, и мы надеемся, что все наши чаяния и усилия по дальнейшему устроению монастыря сбудутся», — добавил выксунский архипастырь.

Управляющий Нижегородской епархией поздравил епископа Варнаву с днем тезоименитства и преподнес ему в дар Казанскую икону Божией Матери, сказав: «Пусть Царица Небесная укрепляет Вас во всех путях жизни, а Ваше сердце будет чисто, сокрушенно и смиренно».

Во время литургии верующие смогли приложиться к трем иконам, которые в феврале были возращены монастырю. 97 лет назад эти иконы были вывезены из монастыря после его закрытия игуменией Маргаритой с сестрами в Муром, а затем после их смерти переданы родственниками на хранение в Троицкий собор города Королев Московской епархии.

20 февраля после обращения сестер Иверской обители к епископу Варнаве и его ходатайства перед Патриаршим наместником Московской епархии митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием реликвии вернулись в родную обитель. Теперь святой образ Воскресения Христова, а также иконы Божией Матери «Иверская» и «Неопалимая Купина» будут постоянно пребывать в Успенском храме.

Сайт Нижегородской митрополии.

 

Воскресная группа «Истоки»

27.02.21.jpg

При Свято-Успенском мужском монастыре – Флорищева пустынь с 2005 года действует Воскресная учебно-воспитательная группа (ВУВГ) «Истоки». Занятия проводятся в интересной и доступной форме и начинаются с молитв и призывания Божьего благословения. Дети с радостью обращаются к Богу со своими искренними просьбами, учатся молиться за ближних и друг за друга. Ярко отмечаются главные христианские праздники – Рождество Христово, Пасха, Троица и другие. Дети с удовольствием участвуют в спектаклях, рассказывают стихотворения, поют песни, посвященные церковному торжеству. После выступлений праздник продолжается викторинами, чаепитием и подарками. Кроме того, есть возможность быть как гостем, так и участником праздника. С новостями можно знакомиться в социальной сети «Вконтакте». Ссылка на открытую группу  https://vk.com/club151551354

 

 

«Духовная стезя»

26.02.21.jpg

С февраля на Подворье Свято-Успенского мужского монастыря Флорищева пустынь в селе Нуча (Ардатовский район) начат выпуск духовно-просветительских аудиобесед под общим названием «Духовная стезя», тематически составленных и музыкально режиссированных. Первый блок посвящен теме «Духовная борьба в современном мире» и включает в себя 10 выпусков длительность до 20 минут. Яркие размышления духовных отцов чередуются с короткими, но глубокими рассказами, помогающими понять сущность и значение духовной работы над собой. Запланированный выпуск в интернет пространство – дважды в месяц.

Первый блок состоит из следующих тем: « Духовная борьба»; «Обстоятельства жизни»; «Воля Божия и своя»; «Правила и законы духовной жизни»; «Бодрствование»; «Благодарение»; «Душевность»; «Зло»; «Чтение»; «Церковь».

С содержанием первого выпуска можно ознакомиться уже сейчас

https://vyksa-eparhia.ru/publikacii/duhovnaya_borba/

Ольга Дмитрук

«Открыла для себя необыкновенное, святое место – село Нуча Ардатовского района...

09.02.21.jpg

9 февраля Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Наталья Назарова посетила храм села Нучи.
На своей странице в социальной сети ВКонтакте она написала https://vk.com/nazarovanatali52?w=wall565051485_426 :
- Открыла для себя необыкновенное, святое место – село Нуча Ардатовского района. Здесь расположен действующий храм Всемилостивого Спаса, являющийся подворьем Свято-Успенского мужского монастыря «Флорищева пустынь».
А в 2019 году в селе открылся музей Елены и Михаила Мантуровых – духовных чад и помощников преподобного Серафима Саровского. Музей создан стараниями сестер Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, скит которого располагался в Нуче.
И сам старинный храм, его история, и созданный музей вызывают восхищение, а еще умиротворение, духовное спокойствие. Обязательно приезжайте сюда!
Фото и текст Ардатовское благочиние

В день памяти преп. Ефрема Сирина епископ Варнава совершил Божественную литургию

10.02.21.jpg

10 февраля Церковь чтит память преподобного Ефрема Сирина. Надвратный храм Свято-Успенского мужского монастыря – Флорищевой пустыни (Володарский район) освящен в честь этого святого и первоверховных апостолов Петра и Павла, поэтому для обители день памяти преподобного Ефрема Сирина – это еще и престольный праздник.
В этот день священноархимандрит Флорищевой пустыни епископ Выксунский и Павловский Варнава возглавил в Троицком храме монастыря Божественную литургию. Его Преосвященству сослужили секретарь епархии протоиерей Димитрий Ивин и клирики обители.
За богослужением правящий архиерей удостоил настоятеля Успенского храма р.п. Ближне-Песочное Выксунского благочиния иерея Евгения Майорова архиерейской награды – права ношения наперсного креста золотого цвета.
По окончании литургии владыка обратился к молившимся в храме с проповедью, в которой рассказал о жизни преподобного Ефрема Сирина, которого Церковь именует учителем покаяния.
Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Выксунской епархии

Клип на песню «Дивеево»

15.01.21.jpg

По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия в преддверии дня памяти преподобного Серафима Саровского, который Русская Православная Церковь отмечает 15 января, архиерейский хор Нижегородской епархии выпустил клип на песню «Дивеево».
Произведение исполняет квартет солистов архиерейского хора. На экране чередуются современные виды монастыря, основанного по благословению Саровского чудотворца, и исторические хроники, рассказывающие о визитах в обитель государя Николая II (император возглавил в 1903 году всероссийские торжества по канонизации преподобного), Святейших Патриархов Алексия II и Кирилла. В видеоряд включены сюжеты из жития батюшки Серафима, съемки праздничных архиерейских богослужений и повседневной жизни Дивеевской обители.

Сайт Нижегородской митрополии.

СМОТРЕТЬ можно по ССЫЛКЕ   https://youtu.be/Tq1p8E4MOQ4 

 

«Стараясь жить по заповедям, мы можем уже здесь, на земле, обрести начатки Царства Божьего»…

19.01.21.jpg

В ночь на 19 января, в праздник Крещения Господня (Святого Богоявления), епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил всенощное бдение и Божественную литургию в Успенском храме Свято-Успенской Флорищевой пустыни. Управляющему Выксунской епархией сослужили секретарь епархии протоиерей Димитрий Ивин и клирики монастыря.
Накануне утром, 18 января, в Крещенский сочельник, правящий архиерей совершил в обители Царские часы, Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Великого освящения воды.
По окончании ночного богослужения епископ Варнава возглавил крестный ход на иордань, устроенную на реке Лух в двух километрах от монастыря. Здесь архипастырь совершил чин Великого освящения воды, после чего окропил всех присутствующих и благословил перед купанием желающих окунуться в прорубь.
По возвращении процессии в монастырь управляющий епархией поздравил верующих с праздником и обратился к ним с проповедью:
«У каждого человека есть два самых важных события в жизни – это рождение на свет и рождение в жизнь вечную, когда он принимает таинство Святого Крещения и через это входит в Церковь. Церковь есть Тело Христово, в котором нам дается возможность войти в Царствие Божие.
Стараясь жить по заповедям, стараясь обрести чистоту сердца, милосердие, любовь к правде, простоту и нелукавость нрава, мы можем уже здесь, на земле, обрести начатки Царства Божьего. Это стало возможным благодаря жертве Христа. Он Своим воскресением исцелил нашу греховную природу, и теперь мы можем духовно возрастать.
Таинство Крещения дает нам возможность вечной жизни в Боге. Земную жизнь человек может прожить по-разному, а вот воздаяние в вечности – это самый главный итог, к которому мы все должны стремиться.
Когда Иоанн Креститель, посланный Богом, крестил людей в реке Иордан, то есть погружал их в воду (что символизировало очищение), люди каялись в своих грехах, после чего выходили из воды. Приходили к нему воины, простолюдины, знатные люди, и всем святой Иоанн давал какие-то наставления.
И вот так однажды, в числе многих других людей, пришел к реке Иордан Спаситель. Иоанн Креститель, прозрев духом и увидев, Кто пришел к нему, сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф 3:13–15).
Господь, крестившись от Иоанна в реке Иордан, тотчас вышел из воды, потому что не имел никаких грехов на Себе, в коих должен был каяться, как это делали погружавшиеся в воду прежде Него. Люди услышали глас Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3:16–17) и увидели в виде голубя Духа Святого, сошедшего на главу Спасителя. Так первый раз была явлена людям Святая Троица, поэтому праздник и называется еще Богоявлением. Это событие напоминает каждому из нас о великой любви к нам Господа Иисуса Христа, Который воплотился ради спасения грешников».
Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Выксунской епархии

Рождество Христово – 2021

07.01.21.jpg

Дорогие братья и сестры, православные христиане!

Поздравляю вас со светлым и великим праздником Рождества Христова, с духовной радостью, которая, надеюсь, воссияла в ваших сердцах!

Эта радость выражается в переживании сопричастности событию воплощения Бога-Слова. Бог, вторая ипостась Пресвятой Троицы, вочеловечивается, рождаясь от Марии Девы, и становится подобным нам во всем, кроме греха. Бог становится человеком для того, чтобы вернуть человеку божественное достоинство. Святитель Григорий Богослов говорит о том, что первый Адам, корень человечества, – пал, не сумев сохранить достоинство образа Божьего. Был нужен другой корень, второй Адам. Он должен иметь такое свойство, чтобы древо человеческой жизни не имело порока и повреждений, чтобы оно могло не только жить, но и животворить. И Господь наш Иисус Христос, этот новый Адам, новый корень, воплощается и испытывает то, что только может испытать за свои грехи человек. Но Христос безгрешен, Он понес на себе грехи всего мира. В этом для нас – великая радость, так как мы можем через Христа приобщаться к духовной, божественной жизни. Поэтому сегодня с сонмом ангелов, со смиренными пастухами, с Иосифом и Пресвятой Богородицей мы славим родившегося Христа, изумляясь великому промышлению Божьему о нас, грешных людях. Христос рождается – славите!

ВАРНАВА, епископ Выксунский и Павловский

7 января 2021 г.

С Новым 2021-м годом!

01.01.2021.jpg

Дорогие  братья и сестры! Поздравляю вас с Новым 2021 годом!

Перед встречей наступающего принято провожать старый год. Не все трудности уходящего года прошли. Пандемия коснулась, наверно, каждой семьи: болезни, трудности с работой, иные проблемы. Но уже наметились добрые знаки того, что она будет преодолена. А русский народ – веселый, жизнерадостный – способен шутить и подбадривать себя даже в не самые лучшие моменты жизни. Это говорит о здоровом стержне в его психологии, и есть надежда, что с Божией помощью мы всё преодолеем.

В этом году у кого-то родились дети, кто-то стал мужем и женой, а кто-то уже отмечает серебряные и золотые свадьбы. Кто-то достиг успеха в науке, искусстве, в каком-либо деле, на которое его благословил Бог. С благодарностью примем все то, что нам принес уходящий 2020-й, с надеждой встретим 2021-й.

Новый год для многих – это праздник из детства, радостный и веселый, как такая маленькая сказка, в которой мы все ожидаем чуда. Мы поздравляем друг друга с добрым устроением души – таким, когда мы стараемся никого не осуждать, никому не досаждать, учась нелицемерной любви. Настоящая любовь – когда мы отдаем, ничего не требуя взамен. От этого в сердце бывает большая радость. Будем дарить ее окружающим, и тогда с нами пребудет та радость, что дает Господь каждой скромной, но великодушной душе.

С праздником, с Новым 2021 годом!

ВАРНАВА, епископ Выксунский и Павловский

31 декабря 2020 года